Банска-Бистрица, раскинувшаяся на берегах реки Грон, находится в долине, со всех сторон окруженной горами: Кремницкои возвышенностью, Словацкими Рудными горами, Велька-Фатра и Старогорской возвышенностью. Автобусная и ж/д станции находятся в современной части города на пл. Слободы: 10 мин. пешком в западном направлении по наб. Штефаниково до пересечения с ул. Капитулска, по которой можно пройти в центр - на пл. SNP, или пл. Восстания
Как добраться: На автомобиле из Братиславы по шоссе Е 571. Экспресс- (около 3 ч. в пути) и рейсовые автобусы (около 4,5 ч.) отправляются каждые полтора часа с Главного автовокзала из Братиславы. Ж/д сообщение «Братислава - Банска-Бистрица» менее удобно, так как придется делать пересадку в Зволене (около 4,5 ч.). Есть ж/д сообщение с Прагой: поезда ходят дважды в день (около 8,5 ч.).
Из истории: Когда-то в Словакии говорили: «Живому хорошо в Бистрице, мертвому - на небе». Возникло это выражение, очевидно, потому, что город издавна относится к красивейшим местам Центральной Европы.
Первое упоминание о городе Nova Villa Byslrice, расположенном у подножия горы Урпин, встречается в грамоте венгерского короля Белы IV, предоставившего поселению немецких колонистов-рудокопов, происходивших в основном из Тюрингии, городские права (1255). Ныне этот документ хранится в областном краеведческом музее.
Банска-Бистрица возникла на перекрестке торговых путей, однако большую роль в ее развитии сыграла добыча цветных металлов. Сначала здесь нашли золото, а потом медь, которая прославила город по всей Европе На рубеже ХV-ХV1 вв. житель Кракова Юрай Турэо и аугсбургский купец Якуб Фуггер основали Торговое общество, поставлявшее бистрицкую медь на европейские рынки. Династия Фуггероа организовывала и контролировала процесс добычи, обработки и сбыта руды. Пытаясь получить наибольшую прибыль, Фуггеры уменьшили заработную плату рабочим, что вызвало широкие волнения, вылившиеся в шахтерское восстание 1525-1526 гг. Разработки продолжались до тех пор, пока не истощились угольные пласты (XVIII в.). В 1725 г. в городе начала работу первая мануфактура по выпуску одежды. В XIX - начале XX в. быстрыми темпами развивалась индустрия, была проложена железная дорога.