Если считать несколько сот квадратных километров пустыни Наска на юге Перу музеем, то следует признать его одним из самых необычных в мире. Во-первых, потому что это – музей под открытым небом, а во-вторых, потому, что его «экспонаты» можно наблюдать лишь с высоты птичьего полета.
Наска – древняя цивилизация индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет ее относится к I тысячелетию нашей эры. Главным чудом, привлекающим сюда любознательных туристов со всего света, стали загадочные гигантские рисунки. Особенно много их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков, в чрезвычайно засушливой зоне между долинами Ика и Наска. Здешнее плато покрыто своего рода «татуировкой», которая иногда спускается даже по склонам.
Сама Наска – маленькое селение, раскинувшееся на пустынных плоскогорьях южного побережья Перу почти посредине между городами Писко и Мольендо. И вот здесь-то, в этом ничем не примечательном месте, можно разглядеть – фрагмент за фрагментом – рисунки гигантских размеров, разбросанные километров на 50 вокруг. Некоторые из них достигают ста метров и более.
Изображения образованы светлыми линиями, которые получились в результате удаления с поверхности каменистой почвы мелкого гравия, имеющего значительно более темный оттенок, чем земля под ним. Почти все рисунки изображают животных – летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть геометрические узоры – прямолинейные полосы и символические фигуры, значение которых разгадать трудно.
Большинство линий и рисунков в пустыне Наска были созданы в течение примерно тысячи лет – с 3 века до н.э. по 8 век н.э. Пожалуй это – едва ли не единственный факт, не вызывающий сомнений ни у кого из ученых. А вот вопросы: кем, как и зачем они создавались, пока не нашли окончательного ответа.
Сколько дерзких теорий родилось в попытках объяснить природу загадочных картин в долине перуанских Анд! Кто и зачем отважился на этот титанический труд, украсив каменный холст десятками фигур и линий, многие из которых трудно охватить целиком даже с высоты птичьего полета? Гипотезы о происхождении рисунков Наска высказывались самые фантастические.