Лхаса является сердцем и душой Тибета. На протяжении веков она служила обителью Далай Лам и притягивала бесчисленное множество паломников. До сих пор этот город остаётся загадкой, невзирая на всё более усиливающееся китайское влияние. С какой стороны вы не въезжали бы в этот город, первое что замечаешь – это Потала, гигантское бело-красное сооружение, напоминающее собой огромную крепостную стену, раскинувшуюся над всем городом. Именно вид этого сооружения повергал путников, входящих в священный город, в изумление, на протяжении более четырех веков. Бывшая резиденция Далай Ламы, она служит выражением надежды тибетцев на восстановление собственного правительства.
Духовным же центром
Лхасы является
храм Джоканг, расположенный пару километров восточнее Поталы. Это самый древний, самый священный и наиболее посещаемый храм Тибета. Сюда, где в загадочной полутьме, окутанные дымами благовоний и масляных светильников, возвышаются величественные статуи золотых Будд, каждый день приходят тысячи людей.
Вокруг храма пролегает Баркхор, или
маршрут паломничества, по которому следует двигаться по направлению часовой стрелки. Такой символический круговой обход совершают практически вокруг любого святого или важного для буддистов места. Идя по Баркхору вместе с тысячами паломников, кажется, что окунулся в средневековую атмосферу Тибета.
Хотя Потала и Джоканг являются главными достопримечательностями
Лхасы, в городе находится несколько других действующих храмов и разных интересных достопримечательностей. Улицы, расположенные вблизи Баркхора, заполнены лавками, магазинами и ресторанами. Ни в одном другом месте не найти такого сосредоточения торговли и деятельности, как здесь. Можно потратить несколько дней, рассматривая разнообразнейшие предметы, изготавливаемые в Тибете, и не переставать удивляться тому, насколько многогранна тибетская культура. Большинство товаров, конечно, имеет отношение к культовой принадлежности.
И всего несколько слов предупреждения. Вполне естественно, если вы, находясь первые дни
в Лхасе, испытываете общее недомогание, бессонницу, одышку и головную боль, особенно, если вы прилетели сюда на самолёте, ведь высота города над уровнем моря 3600 метров. Прилетев из Катманду, вы попадаете более чем на 2000 метров выше, поэтому содержание кислорода и атмосферное давление здесь гораздо ниже. Очень важно не расслабляться, не впадать в депрессию, пить много жидкости, и вести активную акклиматизацию.
Лхаса превратилась в значимый центр административной власти в VII веке нашей эры, когда Сонгцен Гампо (618-649), местный правитель долины Ярлунг, продолжал объединение Тибета, начатое его отцом. Сонгцен Гампо перенёс свою столицу
в Лхасу и построил дворец на том самом месте, где позднее была построена Потала. В это же самое время были основаны храмы Джоканг и Рамоче, чтобы поместить в них изображения Будды, привезенные китайской и непальской жёнами короля. Оба этих храмов по сей день стоят
в Лхасе, хотя от изначальных сооружений VII века осталось немного.
Правление королей Ярлунга в новой столице
Лхасе продолжалось 250 лет. Хотя Джоканг был построен, буддизм на раннем этапе оставался учением аристократии. А первая монашеская община в Самье была основана позднее во время правления короля Трисонга Детцена (755-797). Больше сил и затрат уделялось в основном на войны с такими соседними государствами как Китай и Непал, чем на распространение нового учения. Со временем усилился конфликт между буддизмом и Бон По, исконной тибетской религией, ставший главной причиной большинства дворцовых интриг, приведший к расколу государства на множество соперничающих княжеств в начале 10 века.
Несмотря на распад объединённого
Лхасой государства, буддизм постепенно возрождался, что выражалось в развитии таких монастырей как Самье и Сакья. В течение более позднего периода централизованное государство в Тибете восстановилось при поддержке монголов в XIII веке. Последующие правительства располагались в Недонге (провинция Ю) и в Шигацэ (провинция Цанг).
Лхаса же оставалась в тени тибетской истории до тех пор пока Пятый Далай Лама (1617-82) не без помощи монголов не сверг правящих в Шигатцэ королей Цанга.
Пятый Далай Лама перенёс свою столицу в
Лхасу. Он построил дворец Поталу на руинах дворца Сонгцена Гампо, построенного последним ещё в VII веке.
Лхаса остаётся столицей Тибета с 1642 года, и большинство исторических достопримечательностей датируются годами, относящимися ко второму периоду развития города, начавшемуся при жизни Пятого Далай Ламы. Однако оригинальных построек VII века в городе осталось немного.
Невзирая на значительное прошлое города и колорит коренного населения, всё здесь говорит о том, что китайское правление процветает, а исконное очарование тибетской столицы пало жертвой «модернизации».
На фотографиях, сделанных до 1951 года, можно увидеть небольшой город, разместившийся у подножия Поталы, связанный улицей с жилыми кварталами в районе Джоканга. Население города до китайского вторжения составляло от 20 до 30 тысяч человек. В наши дни население превышает 150 тысяч, и судя по всему, китайская его часть превышает тибетскую.
Шол, городок у подножия Поталы исчез, а старые Западные Ворота, через которые большинство людей входили в святой город, были снесены и заменены меньшими по размеру современными. Всё пространство перед Поталой превращено в площадь в стиле площади Тянаньмень в Пекине, а так называемый Остров Гомбулингка, служивший традиционным местом отдыха тибетцев был переименован в «остров мечты», а его на его территории построены магазины и караоке бар. Тибетский квартал сегодня представляет собой изолированный анклав в восточной части города и составляет всего около 4 процентов от всей площади Лхасы. Эти кварталы, сохраняющие колорит исконной культуры, находятся в опасности, несмотря на официальную защиту культурных ценностей. Возможно, Лхаса за последние 20 лет, изменилась сильнее, чем за всю свою предыдущую тысячелетнюю историю.