Люмбини

Современный Люмбини расположен в Непале в пределах 30 минут полета от Катманду в отдаленной сельской местности в предгорьях Гималаев. Эта область, судя по всему, 2500 лет тому назад была процветающим поселением государства Шакья. Королевский сад, в котором в 623 г. до н.э. был рожден принц Сиддхартха, (царицей Майей Деви, женой тогдашнего правителя Саддходаны) находился в Люмбини. Император Индии Ашока посетил Люмбини в III в. до н.э. и установил одну из полированных гранитных колонн, известных как Ашоканские колонны, с высеченной надписью: "Король Пиядаси (Ашока), Любимый Богами, на двадцатом году своей коронации лично совершил королевский визит. В память о рождении здесь Будды Шакья-Муни построена каменная ограда и воздвигнута каменная стела. Поскольку здесь родился Бхагаван (Будда), налог на деревню Люмбини уменьшен и доведен до своей восьмой части". Стела является наиболее очевидным свидетельством древности этого места.

Недавно обнаруженные археологические останки включают фундамент строения, относящегося к III в. до н.э., они, возможно, являются наиболее важными найденными в этом месте. Археологи, которые вели раскопки, полагают, что на уровне фундамента этого сооружения они обнаружили "мемориальный камень", обозначающий точное место, где был рожден Будда (для защиты всего фундамента недавно там было возведено современное сооружение). Барельеф, найденный в этих местах, и известный как скульптура Рождества, изображает историю рождения принца Сиддхартхи как оно описано в буддийской литературе. Это произведение искусства также является важным свидетельством древности этого места.

В соответствии с предписаниями буддийской литературы Люмбини стал важным местом паломничества для всех буддистов мира. После первого зарегистрированного паломничества императора Ашоки существуют также подтверждения множества других ранних посещений этого объекта именитыми паломниками.

Значение Люмбини в большой степени основано на нематериальных аспектах памяти, таких как место рождения Будды, чем на материальных останках, причем паломничество увеличивало важность этого места именно с духовной точки зрения. В Список объектов Всемирного наследия оно внесено со следующей формулировкой: "Как место рождения бога Будды, почитаемая область Люмбини - одно из самых священных мест одной из великих мировых религий, - и находящиеся здесь останки являются важным свидетельством значимости буддийских центров паломничества с очень раннего периода".

Поток паломников из многих частей Азии и туристов со всех континентов за последние два десятилетия существенно увеличился. Местные сельские жители, не обязательно буддисты, отдают дань уважения этому священному месту и проводят свои ритуалы - особенно в дни полнолуния - при массовых сборах людей, в ходе которых происходит поклонение скульптуре Рождества.

До недавнего времени этот район практически не оказывал влияния на экономическое положение местного сообщества. Честолюбивый план развития, подготовленный правительством Непала при поддержке ООН перед тем, как этот район получил статус объекта Всемирного наследия, способствовал росту туризма и экономическому развитию этой области. План был подготовлен известным японским архитектором Кензо Танге, который предусмотрел развитие района с инфраструктурой и средствами обслуживания посетителей, в то время как охраняемые археологические памятники остаются в особой зоне, определенной как священная. В целях осуществления плана развития правительство создало Трастовый фонд развития Люмбини - новое учреждение под патронажем Его Величества короля. Многие задачи плана развития уже были выполнены при его активной поддержке.

Помимо того, что Люмбини является действующим местом поклонения, где собирается множество паломников буддистов для проведения своих ритуалов, этот район как объект Всемирного наследия посещается также местными и иностранными туристами. Наиболее важной проблемой в процессе его сохранения является поддержание окружающей среды в таком виде, чтобы у паломников не исчезало желание приезжать сюда для того, чтобы посетить место рождения основателя их религии, и одновременно позволить туристам постигать ценность этого объекта Всемирного наследия, смысл буддистского паломничества и открывать для себя археологические памятники.