Полуостров Бюгдой.
У второй пристани – в юго-восточной части полуострова, на мысе Бюгдой (Bygdoyneset) – находятся еще три интереснейших музея корабельной тематики. Прямо у воды стоит гигантский стеклобетонный парник – Музей шхуны «Фрам» (Frammuseet). Его построили в 1936 году, когда корабль полярников Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена стал на вечную стоянку в Осло. Трехмачтовый парусник буквально накрыли пирамидальным куполом.
«Фрам» – «Вперед» по-норвежски – был построен в 1892 году по заказу Фритьофа Нансена для экспедиции на Северный полюс. Исследователю понадобился небольшой, но мощный корабль, который бы выдержал давление льда. Лучший норвежский судостроитель того времени Колин Арчер спроектировал корпус с покатыми бортами так, чтобы в случае сжатия льдами корабль выталкивало вверх. «Фрам» обшили металлическими листами, снабдили паровым двигателем и ветряной мельницей, вырабатывавшей электричество. В 1911 году Руаль Амундсен использовал шхуну для своей антарктической экспедиции, в ходе которой он смог первым из исследователей достичь Южного полюса, на 35 дней опередив конкурентов – британскую экспедицию Роберта Скотта.
Рядом с пирамидой «Фрама» находится Музей «Кон-Тики» (Kon-Tiki Museet). Два главных экспоната в частной коллекции, принадлежащей семье антрополога и путешественника Тура Хейердала, – плот «Кон-Тики» и лодка «Ра-2». В 1947 году на «Кон-Тики», построенном из девяти бальсовых бревен по древнему полинезийскому методу, Хейердал за 101 день проплыл 8 тысяч километров из Перу в Полинезию. Таким образом, он смог доказать, что первые поселенцы на Полинезийских островах могли быть родом из Южной Америки, а не из Азии, на чем всегда настаивали ученые. Получивший в 1952 году «Оскара» документальный фильм о плавании на «Кон-Тики» показывают в крошечном зрительном зале на первом этаже музея. В 1970 году неутомимый путешественник вновь потряс общественность: на построенной на озере Титикака папирусной лодке «Ра-2» (первая «Ра» утонула во время испытаний) он пересек Атлантику, доказав, что древние египтяне могли таким образом плавать к берегам Америки. Путешествие осуществлялось при содействии оон, а в состав многонациональной команды из восьми человек входил ведущий «Клуба кинопутешественников» Юрий Сенкевич. Третье большое плавание Тур пытался совершить, отправившись в 1977 году по водам бассейна Индийского океана на тростниковой лодке «Тигрис». Но в 1978 году он сжег лодку в Джибути, выразив протест против войн в Сомали и Йемене, которые помешали ему осуществить намеченное путешествие. Все, что осталось от «Тигриса», – кусок руля, хранящийся в музее.
Кроме «Фрама» и «Кон-Тики» на мысу расположен Морской музей (Sjøfartsmuseum). Он занимает два здания. Уменьшенная копия пирамиды, укрывающей «Фрам», «зал кораблей» (Båthallen), вместил в себя целую коллекцию старых шхун и лодок. На правой стене в глубине зала развешена на деревянных крюках соленая треска – так сушат рыбу на Лофотенских островах. Основная экспозиция разместилась по соседству, в сооружении сложносочиненной формы. Треугольный корпус врезается в море, как нос корабля. Рассматривая модели кораблей, штурвалы, паруса и бортовые журналы, не пропустите систему управления навигацией по Осло-фьорду, отслеживающую передвижение всех судов по акватории. Другой популярный аттракцион – 30-минутный видовой фильм, который показывают на панорамном экране: в ходе путешествия вдоль норвежского побережья зрители узнают историю национального судостроения. На верхней террасе музея расположен ресторан Najaden с отличным видом на Осло-фьорд.