Теотиуакан

Теотиуакан (Теотихуакан, "место, где рождаются боги") находится в 50 км. к северо-востоку от Мехико-Сити, и представляет собой культовое место многих народов "мезоамерики". До сих пор неясно - когда здесь начали селиться первые люди и отчего город был покинут, но его архитектурные памятники потрясают воображение. Храм Кетцалькоатля и 5-километровая Дорога мертвых (40 м. шириной), пирамиды Солнца и Луны, дворец Кетцаль-Папалотля и дворец Ягуаров, древний Храм Пернатых Раковин, дворец Бабочек Кецаль, площадь Пласа-де-ла-Луна и жилой комплекс Тепантитла с знаменитыми фресками Парадайз оф Тлалок - вот только малая часть местных "сокровищ истории", собранных из огромных каменных блоков и строго подчиненных какой-то неведомой системе. В центре археологической зоны находится прекрасный музей с экспозицией редчайших археологических предметов и масштабной моделью Теотиуакана.

Истинными памятниками древности в Мексике являются пирамиды майя. Их в стране достаточно много, но доступны для посещения лишь некоторые, так как многие пирамиды погребены под слоем земли или покрыты густой тропической растительностью, так что на первый взгляд представляют собой просто зеленые холмы. Наиболее известными и наиболее древними сооружениями являются пирамиды Теотиуакана, где хорошо сохранились две крупнейшие пирамиды - Солнца (225 м. в основании и 65 м. в высоту) и Луны (около 150 м. в основании и 42 м. высотой), а также храм самого "популярного" из богов майя - Кецалькоатля. Сооружения расположены так же, как три звезды в Поясе Ориона, т. е. абсолютно так же, как и три великие пирамиды в Гизе).

Памятники архитектуры и искусства в Теотиукане

Цитадель. Первые испанцы, посетившие это место, назвали его Цитаделью за его сходство с крепостью, которое придают ансамблю центральная постройка или "замок" и внутренняя площадь. Раскопки начала XX века доказали, что "замок" являлся Храмом Кетцалькоатля и что "стена" состояла из 7 метров, в верхней части которых находились пирамидальные постройки. Как показали исследования, эти строения представляли собой небольшие храмы, в которых проводились церемонии и празднества.

Дорога мертвых длина которой составляет 2 км. на участке от Пирамиды Луны до цитадели и далее на юг еще примерно 3 км. По всей своей протяженности она не раз прерывается: сначала Цитаделью, затем Большим Ансамблем (местом, где располагался городской рынок). В результате такого рода пересечений, а также строительства параллельных Дороге Мертвых улиц, город оказался поделенным на районы и пригородные зоны, ориентированные строго по частям света. Здания, расположенные вдоль Дороги Мертвых на протяжении 2 км, имеют очень похожий и типичный для Теотиукана архитектурный стиль, несмотря на то, что каждое из них имеет свои особенности.

Пирамида Солнца. Первоначально состояла из 4 ярусов на квадратном основании со сторонами в 200 м. Высота пирамиды 66 метров. В древности на ее вершине располагался храм, в котором находился каменный идол, уничтоженный во время Конкисты.

Пирамида Луны. Возвышаясь в северной части города, она повторяет очертаниями силуэт горы "Толстая", название которой на науатль означает "каменная мать или защитник из камня". Пирамида луны заключает в себе другое, более древнее сооружение (0 - 200 гг.н.э.) точно такой же формы.

В верхней части этого сооружения находилась платформа , на которой проводились ритуалы в честь Чальчиутликуэ, богини Воды. Жители Теотиукана считали, что она находится в зависимости от Луны. Именно этой богине был посвящен храм на вершине Пирамиды, а ее статуя находилась у подножья.

Дворец Кетцаль – Папалотля. Название дворца происходит от имени мистической птицы Кетцаль - Папалотля (пернатая бабочка), изображениями которой украшены пилястры дворца. Дворец имеет ряд внутренних помещений, проникнуть в которые можно через портик восточной стороны или по широкой лестнице, выходящей на площадь Луны. Некоторые помещения расположены на более высоком уровне.

Дворец Ягуаров. Открытое сооружение из надстроенных конструкций в стиле "усеченной пирамиды", сделанных в различные периоды. Ориентировано на площадь и служило основанием небольшого храма, имевшего лестницы, балюстрады которых заканчивались изображением гремучей змеи. На стенах помещений были обнаружены блоки с изображением хищных животных, несущих на спинах морские раковины и трубящих при этом в пернатые раковины.

Храм Пернатых Раковин. Был построен в более ранний период , чем дворец Кетцаль - Папалотля . И когда последний был обитаем, храм уже лежал в руинах и на его фундаменте было возведено другое сооружение. Обе постройки соединяются искусственным переходом. Свое название храм получил благодаря настенным фрескам, на которых изображены пернатые раковины, окруженные фризами и цветочным орнаментом.

На прилегающей площади в прошлом находился центральный алтарь, который использовался как для нужд храма, так и Дворца Ягуаров.

Тепантитла. Этот жилой комплекс на протяжении времени неоднократно перестраивался. В 40 - е годы во внутренних помещениях были обнаружены настенные фрески, которые ученые идентифицировали с так называемым Тлалоканом или Раем Тлалока, поскольку на них изображены празднества, игры, развлечения, а кроме того, симметричным образом повторяется изображение божества в головном уборе из перьев хищных птиц с широко разведенными руками, с которых крупными каплями стекает вода.

Музей. В центре археологической зоны Теотиукан, рядом с Пирамидой Солнца, находится музей. Его вестибюль украшает каменное надгробие с рельефным изображением, представляющем одно из главных божеств теотиуканцев, связанное с водой, землей и плодородием. В залах музея можно ознакомиться с образцами полезных ископаемых региона, архитектурой, местными ремеслами. Как пример священных ритуалов теотиуканцев, интересно групповое захоронение девяти мужчин и четырех женщин, принесенных в жертву при закладке Храма Кетцалькоатля. Оно было обнаружено у одной из боковых стен Храма.

В главном зале музея, под прозрачным полом, расположен масштабный макет Теотиукана, помогающий создать полное впечатление о грандиозности археологической зоны, которое усиливается видом на Пирамиду Солнца из большого окна, находящегося в этом же зале.