Столица Кералы, прибрежный город Тируванантапурам (все еще широко и более привычно известный как Тривандрум) расположен на семи низких холмах, в 87км от южной оконечности Индии. Несмотря на свою административную значимость - демонстрируемую широкими дорогами, многоэтажными офисными блоками и сияюще-белыми колониальными зданиями - это определенно беззаботный город с привлекательной смесью узеньких улочек, традиционных домов с остроконечными красными черепичными крышами и целыми акрами площадей с пальмами и парками, разбивающих суматоху его современного бетонного центра.
Хотя здесь мало памятников как таковых, Тируванантапурам является идеальным местом для первой остановки в штате, и может служить окном в кераланскую культуру. Самой старой из наиболее интересных частей города является район Форта на юге, с храмом Шри Падманабхасвами (Shri Padmanabhaswamy) и дворцом Путтан Малика, а важные центры живописи, ремесел и скульптуры - Художественная Галерея Шри Читра и Музей Напье (Napier Museum) - расположены рядом в парке на севере. Кроме того, школы, специализирующиеся на военном искусстве каларипаятту, а также танцевальных/театральных формах катхакали и кудяттам, предлагают посетителям познакомиться с кераланской одержимостью физическими тренировками и искусствами.
Большинство путешественников предпочитают проезжать мимо Тируванантапурама, соблазняемые обещающими окаймленными пальмами пляжами Ковалама. Расположенный всего в двадцати минутах езды на автобусе на юг, этот популярный курорт достаточно близок, чтобы использовать его в качестве базы для обследования города, хотя недавний подъем комплексного туризма означает, что теперь он далек от того безмятежного и спокойного места, популярного среди путешественников с ограниченными средствами, каким когда-то был.
Историческим и духовным сердцем Тируванантапурама является зона Форта в южном конце MG Road, в которой находится храм Шри Падманабхасвами. Если следовать по MG Road на север, вы пройдете через главный торговый район, который оживлен в течение всего дня, а особенно забит, когда у большого колониального здания Секретариата, расположенного в средней части улицы, собирается одна из частых, но обычно хорошо организованных политических демонстраций. Весь центр легко обследовать пешком, хотя обратно от музеев и парков, расположенных недалеко от начала улицы, вам может захотеться проехать на рикше (15 - 20 рупий).
Большинство храмовых зданий датируются 18 в., их построил в дополнение к гораздо более старому святилищу раджа Мартанда Варма. Согласно легенде, храм был основан после того, как Вишну в образе красивого ребенка слился с огромным деревом в лесу, которое немедленно рухнуло на землю. Затем оно превратилось в изображение возлежащего Вишну длиной целых 13км. Дивакара - мудрец, который все это наблюдал, был расстроен из-за своей ограниченной человеческой возможности видения и взмолился, чтобы Вишну принял такую форму, которую он смог бы лицезреть целиком. Вишну внял его мольбе, и появился храм. Территория напротив храма, где верующие купаются в огромном водоеме, заставлена лотками, торгующими предметами культа, сувенирами, ожерельями из раковин, подношениями для пуджи, жасмином и ноготками, а также вездесущими гипсовыми моделями масок Катхакали. Если вы приближаетесь к храму, слева у вас окажется красное кирпичное здание CVN Kalari Sangam, гимназии военных искусств каларипаятту. С 6.30 до 8.00 (пн - сб) можно наблюдать как студенты занимаются боевыми упражнениями калари. Иностранцы также могут присоединиться к занятиям на курсах гимназии, что можно организовать через главного преподавателя, хотя необходимым условием является предварительный опыт в военных искусствах и/или танце; имеются также трехмесячные курсы, но в плату в 500 рупий не включается стоимость жилья. Можно также придти сюда на традиционный аюрведический массаж, а также на консультацию с аюрведическими врачами-специалистами, работающими в гимназии (пон - суб с 10.00 до 13.00 и с 17.00 до 19.30, воскр с 10.00 до 13.00).
Тропа вдоль северной стороны водоема ведет мимо северного, западного и южного входов в парк. Это приятная прогулка, особенно ранним утром и на закате, когда верующие идут на молитву и возвращаются обратно (закрытые железные ворота блокируют вход с северной стороны, но все пролезают сквозь дырку). Эти аккуратные маленькие улочки в стиле старых времен экстраординарной кастовой системы Кералы, могли быть “запретной” зоной, возможно под страхом смерти, для некоторых членов общины.
За храмом на West Fort (Западный Форт), на некотором расстоянии от дороги за открытой площадкой, в здании Высшей Школы Форта находится школа Марги (Margi), в которой преподают танцевальную драму катхакали и театральное искусство кудияттам. При наличии предварительной договоренности, вы можете посмотреть как проходит урок; это именно то место, где можно узнать о представлениях катхакали.
Дворец Путтан Малика (ежедневно с 8.30 до 12.30 и с 15.30 до 17.30; 20 рупий, пользование камерой - 25 рупий), расположенный сразу на юго-востоке от храма, стал резиденцией раджей Траванкора после того, как в конце 19 в. они покинули Падманабхапурам. Чтобы собрать средства на крайне необходимую реставрацию, царская семья впервые за двести или более лет открыла дворец для посещения публики. Хотя значительная его часть по-прежнему недосягаема, можно побродить по некоторым из самых впечатляющих его частей, которые были переделаны в музей. В прохладных палатах, отделанных изящными резными деревянными перегородками, с тщательно отполированными полами, размещено множество пыльных фамильных ценностей Траванкора. Среди обычной массы портретов, королевских регалий и оружия имеется несколько подлинных сокровищ, таких как массивный хрустальный трон, подаренный голландцами, а также ряд прекрасных образцов настенной живописи. Настоящей достопримечательностью, однако, является обычно недооцениваемая, элегантная кераланская архитектура. Под покатыми красными черепичными крышами, сотни деревянных колонн, вырезанных в форме вздыбившихся лошадей, поддерживают свесы, а воздушные веранды выступают на окружающие дворец лужайки.
Царская семья всегда покровительствовала искусствам и эту традицию продолжает Карнатикский музыкальный фестиваль под открытым небом, проводимый на территории дворца во время празднования Наваратри (окт/нояб). Исполнители сидят на приподнятом входном портике дворца перед главным фасадом, а зрители - на лужайке.
К востоку от зоопарка находится совершенно необыкновенный Государственный музей (Напье) искусств и ремесел, который был построен в
В расположенной напротив красивой Художественной Галерее Шри Читра с изогнутой верандой и черпичной крышей хранится несколько великолепных картин раджпутской, могольской и танджорской школ, а также произведения из Китая, Тибета и Японии. Картины, написанные маслом Раджой Рави Вармой (1848 - 1906 гг.), который знаменит тем, что ввел в Индии живопись масляными красками, критикуют за их сентиментальность и западное влияние, но индуистские мифологические темы в его интерпретации драматичны и красивы. Здесь также представлены картины русского художника-философа и мистика Николая Рериха, который путешествовал по Индии в первой половине 20 в. В его произведениях глубокие и сильные цвета, свойственные российской живописи, используются для изображения мифического ландшафта Гималаев, где он и скончался в
Также в восточной части города, по адресу Kalariyil TC 15/854, Cotton Hill, Vazhuthakad, расположена гимназия военных искусств PS Balachandran Nair Kalari (ежедневно с 6.00 до 8.00 и с 18.00 до 19.30), в которой по предварительной договоренности можно поприсутствовать на уроках. Над построенной из камня в 1992г. в традиционном стиле арене для боев калари на 4м возвышается обзорная галерея. Учащиеся (некоторым из них всего 8 лет) тренируются в невооруженной борьбе и во владении оружием. Традиционно, искусство боя с использованием длинных, подобных лезвию бритвы копий urimi преподается только преемнику учителя. Школа организует короткие курсы по Каларипаятту, а также может предоставить гидов-проводников для лесных походов.