Ассизи

Ассизи. Город был основан еще до римской эпохи. Его первыми жителями были умбры, затем римляне подчинили себе город, а в III веке епископ Руфино принес в Ассизи свет христианской веры. Ассизи - город св.Франциска и св. Клары. Поколения архитекторов, строителей, каменщиков придали Ассизи неповторимый облик. Кажется, что здесь время остановилось и город навсегда застыл в своих средневековых формах. Ассизи пленяет своей красотой, которая заключена в его жилых домах, храмах, живописи величайших мастеров XIII-XIV вв. Даже краткий визит в Ассизи навсегда останется в памяти. Прибывающие в Ассизи в первую очередь видят ансамбль базилики, начинающийся у аркад Нижней площади. В XV веке при Папе Сиксте IV была возведена внушительная аркада, обращенная к долине. Она состоит из 54 арок, одна половина из них поддерживает Нижнюю площадь, другая - братский корпус монастыря. В это же время с северной стороны ансамбля были поставлены мощные контрфорсы и расширена территория монастыря. Базилика Св. Франциска прославлена во всем мире благодаря изумительному синтезу искусства - архитектуры, живописи, скульптуры - и духовности. Необычная структура базилики была придумана братом Илией, который предложил построить храм в два яруса. Ее план был выбран Т-образным, в память излюбленной Св. Франциском формы креста. Нижний храм и крипта с мощами Св. Франциска были задуманы погруженными в полумрак. Верхний храм - светлым, просторным, как радостный благодарственный гимн Богу. Нижний храм был закончен уже в 1230 году, и 25 мая того же года мощи Св. Франциска были перенесены в него из капеллы Св. Георгия. Верхний храм с колокольней был закончен в 1236 году. В 1530 году колокольня (высотой 60 метров) утратила свой шпиль из-за удара молнии. Для росписи базилики были приглашены самые выдающиеся мастера: Пизано, Чимабуэ, Джотто, Симоне Мартини, братья Лоренцетти и многие другие. Внешний вид Верхнего храма предельно скромен. Композиция трехъярусного фасада, на котором доминирует великолепное окно-роза, выполнен в романском стиле, а двойной портал - в стиле французской готики. Однонефный зал, разделенный арками на пролеты, поражает своей простотой и освещенностью. Пучки столбов поддерживают высокие своды с нервюрами. Стены украшены фресками Джотто и его учеников. Полукруглые арки делят однонефный зал Нижнего храма на четыре пролета с крестовыми сводами. Ветви трансепта имеют бочарные своды. Нижняя церковь украшена фресками Чимабуэ, Симоне Мартини и др. 25 мая 1230 года тело Св. Франциска было помещено под главный алтарь Нижнего храма. В течение двух веков ходом к гробнице служил узкий коридор, шедший от хоров. В 1442 году перуджинцы совершили набег на монастырь с целью похищения мощей. Их попытка провалилась, но Папа Евгений IV в целях безопасности повелел замуровать коридор к усыпальнице. Только в 1818 году по повелению Папы Пия VII, начались осторожные раскопки в крипте. Работы по устройству крипты велись до 1932 года. У раки Св. Франциска погребены четверо его первых последователей: Массео, Анджело, Руфин и Лев. Перед ракой с мощами горят обетные лампады итальянских городов. Ратушная площадь Пьяцца дель Коммуне, узкая и длинная, занимает территорию древнего римского Форума. Здесь находится храм Минервы, который в 1539 году был освящен Папой Павлом III. Теперь это церковь Санта Мария Сопра Минерва. Рядом с ним - Ратушная башня высотой 45 метров. Квадратная в плане, увенчанная гибеллиновыми зубцами, башня была построена в 1275-1305 гг. Рядом с башней - трехэтажное здание Палаццо Подеста, возведенное в 1282 году. Кафедральный собор Ассизи посвящен святому мученику Руфину. Ранее на этом месте стояла церковь, возведенная в VIII веке для хранения мощей святого, но в 1028 году она была разобрана, а строительство базилики началось в 1140 году, освящена церковь была в 1253 году. Трехъярусный фасад отчетливо свидетельствует о длительном периоде строительства. Если его нижний ярус в романском стиле относится к XII веку, то верхний, завершенный столетием позже, имеет уже готические черты. Интерьер собора был полностью переделан в XVI веке. Одна из главных святынь храма - купель, где приняли крещение Св. Франциск, Св. Клара, Фридрих II Швабский и почти все первые последователи Св. Франциска. Работы по сооружению базилики Св. Клары начались в 1257 году. Архитектура базилики выдержана в готическом стиле, в подражание Верхнему храму Св. Франциска. Фасад базилики, выложенный из белого и розового камня, увенчан треугольным фронтоном и разделен карнизами на три яруса. В нижнем ярусе - портал, в среднем - окно-роза, в верхнем - небольшое циркульное окно. Церковный зал с крестовыми сводами имеет один просторный неф. Боковые капеллы были добавлены в XIV веке. В 1850 году была построена неоготическая крипта, где в хрустальной раке хранятся мощи Св. Клары. Первое письменное упоминание о бенедиктинском монастыре Св. Петра относится к 1029 году. Трехнефная монастырская церковь была освящена в 1253 году Папой Иннокентием IV. В церкви хранятся мощи Св. Викторина, из обители которого выросло современное аббатство. Крепость Рокка Маджоре стоит на вершине холма, доминирующего над городом. Замок был разрушен в 1198 году горожанами, восставшими против немецкого владычества. В 1367 году крепость была вновь отстроена, а в XV-XVI веках к ее комплексу были добавлены многогранная башня и небольшая круглая башня. В последующие века крепость использовалась как тюрьма и постепенно приходила в упадок. Крепость опоясана стеной с квадратными угловыми башнями. В цетре комплекса - квадратная в плане башня Рокка, укрепленная высоким донжоном. В нескольких километрах от исторического центра города стоит величественная базилика Святой Марии Ангельской. Внутри базилики находится часовня Порциункола. Первоначально Порциункола была часовенкой, принадлежавшей бенедиктинскому монастырю Сан Бенедетто. Часовня стояла заброшенной и Св. Франциск восстановил ее и получил в "аренду" от аббата Теобальда. После смерти Св. Франциска вокруг часовни выросли различные строения, молельни, маленькая францисканская обитель. В XVI веке Папа Пий V повелел выстроить базилику для сохранения часовни и для приюта многочисленных паломников, стекавшихся к ней. Порциункола стала третьим храмом после Сан Дамиано и Сан Пьетро делла Спина, который отстроил Св. Франциск, услышавший голос от Распятия в Сан Дамиано: "восстанови мой Храм". Интерьер часовни сохранят в неприкосновенности свой первозданный вид. Стены никогда не были расписаны и предстают перед нами такими же, какими были в начале XIII века. Санктуарий Сан Дамиано расположен за городскими стенами, на склоне холма, где в VII-VIII вв. появилась маленькая часовенка для путников. К началу XIII века люди ее забыли и забросили. Св. Франциск стал наведываться сюда, здесь он услышал голос Иисуса Христа, повелевшего ему восстановить Его храм. Выполнив Божью волю, он избрал часовню одним из главных мест своего жизненного пути. Когда Св. Клара решила последовать его примеру, Св. Франциск сопроводил ее именно сюда и здесь она прожила в затворе 42 года. В XVI веке францисканцы-минориты расширили монастырь и возвели монастырский двор. Сейчас здесь - небольшая община монахов и новициев. Недалеко от Ассизи в местечке Ривоторто сохранилась лачуга Св. Франциска. Эта лачуга, вошедшая в ансамбль современного храма, дает представление о чрезвычайно скромной жизни первой францисканской общины. Она состоит из двух помещений (спальня и трапезная), разделенных часовней. Св. Франциск с братьями прожил здесь два года. В 1586 году лачуга Св. Франциска была прикрыта сводами храма, который обрушился при землетрясении. В 1854 году был возведен нынешний храм в неоготическом стиле.