Краков

Уже более тысячи лет Краков несёт на себе печать величия бывшей столицы государства, гордости королевской резиденции, славы главного центра культуры, искусства и науки. Веками город совмещал древние обычаи с современностью, обыденность с авангардом.

Приезжающих в Краков больше всего привлекают его богатые традиции, прекрасные памятники, мировой уровень самых разных культурных мероприятий.

Благодаря пленительному краковскому климату, в начале XXI века в Центральной Европе можно испытать на себе мрачность средних веков, оптимизм ренессанса или сумасшествие модерна.

В истории города оставили свой отпечаток выдающиеся польские и заграничные учёные, замечательные артисты. Но огромную роль также сыграли чудаки, скандалисты и тысячи обычных людей. Краков всегда был исключителен, но сегодня становится ещё более привлекателен, облачаясь в элегантную униформу европейского города, и является аристократическим, великолепным, богатым историческими памятниками и имеет всё возрастающую позицию среди мировых культурных центров.

Площадь Матейки. В центре площади установлен конный памятник. Но восседает на нём совсем не Матейко, как можно было бы предположить. Ян Матейко - это знаменитый польский художник, прославившийся своими историческими полотнами (такими как "Проповедь Скарги", "Баторы под Псковом", "Битва при Грюнвальде" - в которых запечатлены сцены из польской истории), по которым сегодня польские дети учат свою историю.

А на коне восседает король Владислав Ягелло, победитель в битве 1410 года под Грюнвальдом, где польско-литовские войска одержали победу над Крестоносцами.

Спереди стоит, опираясь на меч, князь Витольд. А у его ног лежит поверженный предводитель Крестоносцев Ульрих фон Юнгинген.

Также эта площадь "принимает парад" и 3 мая, когда в Польше отмечается День независимости.

За памятником виднеется костел св. Флориана, построенный в XIV веке, и принадлежавший раньше Ягеллонскому университету. (Если вы шли по улице Kurniku - то вышли как раз рядом с ним.) Здание которое вы видите построено в XIV веке, а первый костёл на этом месте был поставлен ещё в 1185 году.

Барбакан. Через улицу находится круглое кирпичное здание Это оборонительный бастион Барбакан.

Стены Барбакана окружает глубокий ров. Это всё, что осталось от средних веков, когда город был окружён глубоким рвом с водой, и попасть в него можно было только через барбакан. Сначала через подъёмный мост (он выходит на площадь Матейки) люди попадали в барбакан, и только потом, по специальному переходу могли пройти дальше к Флорианской башне.

Этот бастион предназначался для обстрела с флангов вражеских войск, штурмующих городские стены. В начале XIX века городские стены были снесены. На месте снесённых городских стен и засыпанного рва были разбиты аллеи - Планты, которые сегодня зелёным кольцом окружают Старый город.

От городских стен осталась только Флорианская башня и небольшой фрагмент. Высота её - 34,5 метров. Герб с белым орлом на башне - это герб королевской династии Пястов, который позднее стал гербом Польского государства. (Установлен в 1882 году по проекту Яна Матейко на месте прежнего.)

Флорианская улица. Пройдя через арку можно попасть на Флорианскую улицу. Эта улица начала застраиваться ещё в XIV веке, и сегодня здесь можно видеть дома самых разных эпох и стилей.

С 1881 года по этой улице ходил первый в Кракове конный трамвай, а с 1901 года - электрический. Интересно, что когда рельсы для трамвая уже проложили под аркой Флорианской башни, то оказалось, что закупленные трамваи в неё не проходят по высоте.

Мариацкий костёл. Первое, на что обращает внимание каждый - величественное здание Мариацкого костела, главной святыни средневекового Кракова.

В XIV-м веке здание было перестроено и приобрело готический стиль.

Большая башня имеет высоту 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая корона добавлена в 1664-м.

С высокой сигнальной башни каждое утро трубач возвещал о начале дня, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер его сигнал возвещал о закрытии входа в город. С краковским трубачом связана другая легенда, уходящая корнями в XIV век. Согласно преданию, трубач первым заметил неприятеля, подступавшего к городским стенам, и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным татарской стрелой, пронзившей его горло.

В память о той легендарной смерти каждый час на четыре стороны света, по очереди, звучит над городом мелодия, неожиданно обрываясь. Сначала мелодия играется на Вавельскую сторону для короля (южная сторона), затем в сторону ратуши для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, наконец, в сторону пожарной охраны (пожарная часть и сегодня расположена в нескольких сотнях метрах, возле Главной почты).

Мариацкая площадь. Когда будете проходить мимо бокового входа, обратите внимание на кандалы, прикованные сбоку от входных дверей. В них заковывали преступников; может быть для того, что бы приличные люди узнали их в лицо, а может быть, в назидание другим. Словом, христианская религия, конечно, милосердна, но и с преступностью нужно было как-то бороться.

Небольшая площадь справа от Мариацкого костёла носит название Мариацкой площади (plac Mariacki). На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного студента - жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников; поставлен в 1958 году. Фигура скопирована с алтаря Вита Ствоша.

В средние века Мариацкий костёл содержался за счёт пожертвований богатых горожан. Вавельский костёл был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костёле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костёл Св. Барбары.

Рядом с Мариацким костёлом иногда выступает "Белая дама". Это не просто "живая фигура" - это персонаж краковской легенды. По преданию, встреча с приведением белой дамы сулит несчастье. Живое воплощение - более безобидно, единственная опасность, которая вас подстерегает - быть вымазанным белой краской. Как и подобает приведению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) "белая дама" может преследовать довольно долго.

Сукенницы. В центре рыночной площади находятся Суконные ряды (Сукеннице - Sukiennice). Впервые задние было построено в 1300 году королём Болеславом Стыдливым (Boleslaw Stydliwy). Тогда два существовавших суконных ряда соединили под одной крышей. Современное здание было построено в XIV веке королём Казимиром Великим. После пожара 1555 году оно было перестроено, появились различные украшения, маскароны (маски).

Говорят, что прообразами для маскаронов послужили лица городских начальников (видимо, в те годы начальство тоже не особенно жаловали).

Напротив ратуши вы видите низкое здание костёла Св. Войчеха (у выхода на ул. Гродска (Grodzka)). Это один из самых старых Краковских костелов, построенный в конце XI века. Сегодня основная его часть находится под землей, но когда-то он стоял нормально, так что вы можете представить себе высоту Рыночной площади в те времена. В XVII веке костёл получил барочный купол. В подземельях костела сейчас располагается экспозиция археологического музея, посвященная истории Рыночной площади.

Доминиканский костёл. Доминиканский костел XIV-XV века - одна из крупнейших готических базилик Кракова. Пример трёхнефной готической базилики.

Костёл принадлежит ордену Доминиканов, основанному в начале XIII века Св. Домиником. Это был весьма ортодоксальный орден, в руках которого была инквизиция, и который пользовался доверием Римского Папы.

Сыновья Св. Доминика прибыли в Краков в 1222 году из Болонии, будучи приглашёнными епископом Иво Одровонжем, который отдал им костёл Св. Троицы, а приход перенёс в Мариацкий костёл.

Костёл Францисканцев. Францисканцев из Праги пригласил в Краков воевода Теодор в 1237 году, выполняя волю князя Хенрика Набожного. Строительство костёла началось после татарского набега в 1241 году. Поддержку Францисканцам оказывал король Болеслав Стыдливый, который давал деньги на его постройку. В 1249 году костел был освещён.

В 1269 году здесь была похоронена галицкая королева Саломея, сёстры Болеслава Стыдливого.

Дворец Епископов. Дворец епископов заложён ещё в XIV веке, а современное здание перестроено в XVII столетии, во времена епископа Петра Гембицкого (Piotr Gembicki).

В памятнике, установленном во внутреннем дворике вы без труда узнаете Римского папа Иоанна Павла Второго. В 1964-78 годах, когда он был ещё кардиналом, он жил в этом дворце. И сейчас, приезжая в Польшу он останавливается в этом доме.

Костёл Св. Петра и Павла. Главной достопримечательностью улицы Гродской является костёл Св. Петра и Павла (Sw. Piotra i Pawla), первый в Польше костел в стиле барокко.